Курс не засчитан

В декабре этого года состоится знаменательная дата – десять лет с момента подписания Парижского соглашения по климату. Надо полагать, что на предстоящем климатическом саммите ООН, который пройдет с 10 по 21 ноября в бразильском городе Белене, эта дата будет в обязательном порядке отмечена, а также – обсуждены итоги десятилетней борьбы с глобальными парниковыми выбросами.

Недавно – как раз в преддверии упомянутого саммита – действующий глава ООН Антониу Гутерриш дал эксклюзивное интервью газете The Guardian и бразильскому новостному агентству Sumauma, где он поделился своими впечатлениями относительно итогов десятилетнего выполнения климатических обязательств.

Как выяснилось, ничего выдающегося не произошло. Экологическая «сознательность» многих подписантов Парижского соглашения оказалась недостаточно высокой, чтобы благоприятно сказаться на достижении поставленных целей. Цели достигнуты не были – недвусмысленно заявил глава ООН. Он предупредил, что людям так и не удалось ограничить рост глобальной температуры до 1,5 градусов Цельсия. По этой причине многим странам предстоит немедленно скорректировать курс развития.

Иными словами, целевые показатели, принятые в рамках Парижского климатического соглашения 2015 года, к нашему дню не достигнуты. И это якобы может привести к разрушительным последствиям для планеты. Гутерриш обратился с призывом к лидерам разных стран, которые собираются на саммит в городе Белен, не откладывать с сокращением выбросов, ибо это грозит утратой лесов в Амазонии, таянием полярных льдов в Арктике и тому подобными катастрофическими явлениями. Если так пойдет и дальше, то человечество в этом вопросе достигнет точки невозврата, когда исправить ситуацию станет уже невозможно.

Гутерриш открыто признал нашу «неудачу» в деле реализации целей Парижского соглашения.  По этой причине на предстоящей конференции по климату будет поставлен вопрос о радикальной смене курса. Фактически это означает, что в последующие годы программы по сокращению выбросов должны компенсировать то, чего не удалось сделать за предыдущие десять лет. Следовательно, новые климатические обязательства станут намного жестче, иначе, как было сказано, человечество достигнет точки невозврата. Пока же, надеется глава ООН, еще есть шанс всё исправить. Однако для этого лидерам государств придется проявить высочайшую «экологическую сознательность».

Самым показательным моментом является здесь то, что до настоящего времени планы по борьбе с изменениями климата представило не более 30% государств. Еще печальнее то, что даже те страны, где такие планы были приняты, не выполнили своих обязательств в полной мере. Как ни странно, но это относится и к европейским, где, казалось бы, климатическая повестка определяет практические все основные официальные решения. Параллельно с этим США при Дональде Трампе вообще демонстративно вышли из Парижского соглашения. А Китай намеренно снижает свои обязательства по климату (увеличивая при этом углеродные выбросы).

Отметим, что глава ООН весьма скептически относится к обещаниям со стороны развитых стран, где сильно влияние промышленных лоббистов. По его мнению, при выработке решений по климату надо больше прислушиваться к «коренным народам», якобы больше всего страдающим от климатических изменений. Дескать, эти народы давно научились бережно обходиться с природой, и потому в состоянии дать лидерам развитых государств дельный совет на этот счет.

По существу, глава ООН не сказал ничего принципиально нового. О том, что цели Парижского соглашения пока не достигнуты, говорилось и до него. Дежурные призывы к отказу от ископаемого топлива (о чем он также напомнил) звучали постоянно, как и призывы к ужесточению климатической политики и переходу на ВИЭ. Апелляция к «коренным народам» также имела место.

Ключевой вопрос, который сейчас волнует больше всего: а что изменится после очередного климатического саммита? Даже если на нем будет принято новое соглашение с более жесткими требованиями по выбросам, насколько серьезно оно повлияет на ситуацию? Да, десять лет назад многие уповали на возобновляемую энергетику, связывая с ней наше будущее. Однако реальный опыт масштабного «озеленения» генерирующих мощностей оказался не столь воодушевляющим, как многим представлялось в начале этого эпохального пути. По сути, глава ООН в очередной раз воспроизвел заезженные тезисы. Но воспринимаются ли они в наши дни как что-то актуальное?

Напомним, что совсем недавно – в конце октября – руководство Бразилии выдало разрешение на добычу нефти в Амазонии – в той самой Амазонии, о будущем которой печется глава ООН и где в ноябре пройдет конференция ООН по климату (город Белен расположен как раз в бассейне реки Амазонки)! Разрешение получила бразильская нефтедобывающая компания Petrobras, которая пробурит разведочную скважину на морском участке, расположенном недалеко от устья реки. Самое забавное, что нынешнее руководство Бразилии открыто поощряет такие проекты, заявляя при этом, будто доходы от продажи нефти помогут профинансировать «зеленый» энергопереход (то есть через продажу нефти профинансировать отказ от ископаемого топлива!).

О двусмысленности позиции лидеров стран Глобального Юга в вопросах реализации климатической повестки мы уже сообщали неоднократно. И как раз на такое положение дел сетует глава ООН. Впрочем, проблема коренится гораздо глубже. Аналитики начинают отмечать, что в мире нарастает скептическое отношение к климатической повестке. Даже западные политики, несмотря на свои публичные уверения в том, будто они готовы бескомпромиссно бороться с угрозой глобального потепления, негласно отступают от взятых обязательств. Как выясняется, в настоящее время их больше всего волнует то обстоятельство, что климатическая тема не вызывает должного отклика в сердцах избирателей. Широким массам, что называется, забота о климате не представляется приоритетной задачей. Куда больше обычных людей волнует проблема налогов, инфляции, здравоохранения и личной безопасности. «Зажечь» их темой борьбы с глобальным потеплением в последнее время не только не удается, но даже приводит к противоположному результату.

Именно по этой причине бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр призвал лейбористскую партию не включать в предвыборную программу задачу достижения нулевых выбросов в качестве приоритета. Поразительно то, что он связал повышение цен на электроэнергию с массовым строительством ветряков. Кроме того, он высказался против углеродных налогов ввиду их непопулярности в обществе. Нет, нельзя сказать, что Тони Блэр пошел по стопам Дональда Трампа, отметая полностью климатическую повестку. Скорее, он остро чувствует общественные настроения и политическую конъюнктуру, решив снизить категоричность в вопросах «зеленого» энергоперехода, дабы не обрушить рейтинги партии.

Наконец, в США «проснулись» и демократы, резонно решив, что демонстративная несгибаемость в вопросах климатической политики может им выйти боком.  Как отмечают наблюдатели, до демократов-таки дошло, что времена сильно изменились, и теперь разговоры об угрозе климатических изменений отталкивают избирателей. Иными словами, тема борьбы с глобальным потеплением становится токсичной для обычных людей, которых, как мы отметили выше, волнуют сейчас совершенно другие проблемы. По этой причине лидеры демократов советуют коллегам не заострять внимания на этой теме и поставить ее в конце списка основных партийных задач.

И в завершение – «вишенка на торте». На днях никто иной, как один из активнейших пропагандистов климатической повестки – миллиардер Билл Гейтс – неожиданно заявил, что изменение климата совсем не является той проблемой, которая грозит человечеству апокалиптическими ужасами. Саму проблему он не отрицает, однако не считает нужным сосредотачиваться на борьбе за ограничение роста глобальной температуры. Дескать, есть куда более насущные задачи. Например, борьба с нищетой в странах «третьего мира» и профилактика болезней. Этим размышлениям он посвятил отдельный 17-страничный текст, предпослав его предстоящему климатическому саммиту ООН.

Как видим, климатический консенсус начинает распадаться. Если глава ООН продолжает воспроизводить дежурные тезисы о страшных климатических угрозах, то со стороны влиятельных персон уже раздаются другие призывы, где климатическая тема отодвинута на второй план. А где-то (как в США) на нее вообще махнули рукой. Нам остается только понаблюдать за тем, какая из этих линий возобладает в ближайшем будущем. 

Николай Нестеров