Не так давно газета The New-York Times опубликовала огромное интервью со знаменитым венчурным инвестором Питером Тилем, основателем платежной системы PayPal. Напомним, что Питер Тиль является важным представителем Кремниевой Долины, который внес огромный вклад в развитие и продвижение информационных технологий. В последнее время он активно интересуется политикой и, к удивлению своих коллег по «цифре», открыто поддержал Трампа и его команду (в том числе – финансово).
В нашей стране он известен по своей книге «От нуля к единице: как создать стартап, который изменит будущее». Впрочем, это не единственная его книга и, скорее, не самая показательная. Более десяти лет назад Питер Тиль стал размещать публикации, в которых выдавал далеко не радужные оценки будущего нашей цивилизации. В упомянутом интервью он полностью подтвердил свои взгляды. Мало того, со своим собеседником он даже попытался обсудить тему власти… Антихриста. Как оказалось, знаменитый миллиардер-технократ придерживается библейских взглядов на мир. Взгляды эти, как мы успели понять, не совсем канонические, однако при этом они вполне уживается с его профессиональными компетенциями.
Относиться к этим взглядам можно по-разному. Но есть один примечательный момент. Он связан с общей оценкой научно-технического прогресса. И похоже на то, что она вполне объективная. Многие из нас до сих пор пытаются отмахиваться от некоторых совершенно очевидных вещей, пытаясь придерживаться тех нарративов, что были внушены нам со школьной скамьи. Однако реальное положение дел не во всем соответствует этим шаблонам, в чем иной раз стесняются признаться даже заслуженные представители академической науки. Как раз в этой связи откровенные признания знаменитого «цифрового» миллиардера, которого сложно заподозрить в невежестве и архаизме, могут дать нам повод для серьезных размышлений о будущем.
Как уверяет Питер Тиль, мы уже не одно десятилетие находимся в состоянии стагнации. Речь не идет о полной остановке развития. Однако, измеряя скорость изменений предыдущих этапов и сравнивая их с тем, что происходит в последние десятилетия, приходится признать, что темпы научно-технического прогресса сильно понизились. Так, за период с 1750-го по 1970-й годы темпы продвижения вперед были колоссальны. Это был период ускоряющихся изменений. Корабли, поезда, самолеты и автомобили двигались все быстрее и быстрее. Кульминацией этого ускорения стали сверхзвуковой авиалайнер «Конкорд» и лунная миссия «Аполлон». После этого всё пошло на спад, считает Питер Тиль.
Разумеется, нынешнее поколение, помешанное на информационных и цифровых технологиях, готово сразу высказать возражение. Ведь полвека назад не знали ни интернета, ни смартфонов, ни искусственного интеллекта. Так что о каком упадке идет речь?
Как мы понимаем, такому человеку, как Питер Тиль, не нужно объяснять, что такое информационные и цифровые технологии, ибо он сам принимал участие в их развитии. И здесь поражает то, что он не испытывает перед «цифрой» какого-то пиетета. Возможно, именно потому, что смотрит на это дело глазами профессионала, а не рядового пользователя. Он сильно сомневается, что развитие данного направления избавит нас от стагнации. Может ли искусственный интеллект, на который сегодня буквально молятся, радикально преобразить нашу жизнь?
Питер Тиль, похоже, не входит в число фанатов ИИ. Да, утверждает он, технологии искусственного интеллекта способны посодействовать незначительному повышению ВВП. Но из этого не следует, что ускорится сам технический прогресс. Проблема коренится гораздо глубже. И здесь весьма показательно то, что нынешний молодой человек, пялящийся в смартфон, вынужден пользоваться метро, построенном в 1950-е годы. И с тех более новым и совершенным это метро не стало.
То есть существуют вещи более серьезные, более фундаментальные, чем последовательное усовершенствование электронных девайсов и расширение сферы их применения. Информационные и цифровые технологии демонстрируют лишь локальные успехи, в то время как на глобальном уровне намечаются тревожные тенденции.
Как утверждает Питер Тиль, ключевая проблема в том, что у людей закончились идеи. В науке и в академической среде снижается отдача от вложений. С каждым новым разом для получения одной и то же отдачи приходится вкладываться всё больше и больше. Рано или поздно это приведет к тому, что люди сдадутся. Кроме того, узкая специализация содействует особому настрою ума, из-за чего ученые отказываются признать признаки застоя в сфере своей деятельности, поскольку это равнозначно разрушению их самооценки. Скажем, человек полжизни потратил на изучение теории струн. Неужели он признается в том, что она бесполезна? Конечно нет. Однако, что важнее для прогресса – эффективный способ лечения рака или теория струн? Ответ, думаем, очевиден. Как очевидно и то, что эффективного способа лечения рака до сих пор еще не найдено, зато вовсю «процветает» теоретическая физика со своей теорией струн (что преподносится как явный показатель «прогресса» в фундаментальной науке).
Интересно, что схожие тезисы Питер Тиль выдвигал в одной своей публикации 2011 года с весьма красноречивым названием – «Конец будущего». Здесь он обращает внимание на то, что ожидания 1950-1960-х годов оказались слишком завышенными, поскольку технический прогресс их не оправдал. Эта статья примечательна еще и тем, что уже тогда – 14 лет назад – Питер Тиль скептически оценивал «революционные» подвижки в энергетической отрасли, связанные с переходом на «зеленые» источники энергии. На его взгляд, альтернативная энергетика в виде солнца и ветра вряд ли станет дешевой заменой углеводородам. Скорее всего, такой заменой опять станет уголь, полагал Питер Тиль. Он обращал внимание на то, что даже в США почти половина грузовых перевозок по железным дорогам приходится именно на уголь. Следовательно, в XXI веке успешность железных дорог может возрасти только в том случае, если модели транспортировки и потребления энергии вернутся в прошлое.
В общем, с 1970-х годов существенного порыва в сфере энергетики так и не произошло. Сегодня стоимость углеводородов даже выше, чем во время нефтяного кризиса 1970-х. Развитие «мирного атома» на Западе застопорилось, управляемый термоядерный синтез вообще не состоялся, а модные в наше время альтернативные источники энергии сделают энергию еще дороже, еще менее доступной. В этом, похоже, знаменитый миллиардер не сомневался.
Еще одним тревожным сигналам, на его взгляд, становится ситуация в сельском хозяйстве. После революционного прорыва 1950 -1980-х годов, когда урожайность зерновых подскочила на 126%, наметился спад. За последующие годы рост составил всего 47%, и сегодня он едва поспевает за ростом народонаселения. Рост цен на продукты и даже возможность реального голода – вот та перспектива, которая нам угрожает, полагает Питер Тиль.
Помимо этого, он весьма скептически оценивает прогресс в области медицины и биотехнологий. В 1970 году, напоминает он, Конгресс официально объявил, что через шесть лет будет побежден рак. Однако даже спустя 40 лет мы до сих пор не видим этой окончательной победы. И хотя средняя продолжительность жизни в тех же США немного растет, темпы этого роста снижаются.
Как раз на этом тревожном фоне, отмечает Питер Тиль, произошло ускорение в сфере информационных технологий, которое резко контрастирует с замедлением во всех остальных областях (не менее, и даже более жизненно важных). Именно по этой причине, считает он, невозможно говорить о повсеместном головокружительном прогрессе.
При этом не меньше огорчает другая негативная тенденция – рост неравенства и снижение темпов общего роста доходов в развитых (то есть благополучных) странах. А ведь в конце 1960-х годов известные аналитики утверждали, что к 2000 году США войдут в число постиндустриальных государств. На практике это должно было означать четырехдневную рабочую неделю и семичасовой рабочий день. С учетом праздников и отпусков это должно было привести к тому, что количество рабочих дней должно стать меньше, чем нерабочих. Так на полном серьезе рассуждали полвека назад.
Но что мы наблюдаем в наши дни? Показательный момент: не так давно президент Трамп (которому, напомним, Питер Тиль оказывал финансовую поддержку) прямо заявил о том, что в Америке нужно увеличить количество рабочих дней, без чего она не сможет снова стать «великой». Такие заявления, отметим, звучат в условиях продолжающейся «цифровизации» и внедрения технологий ИИ, которые, по замыслу, должны были высвободить из экономики миллионы людей. И тем не менее, американских трудящихся призывают вкалывать еще больше.
Сама эта ситуация выглядит несколько нелепо и вызывает массу вопросов. Но как раз подобные ситуации вынуждают нас серьезно задуматься над тем, а не переоценили ли мы возможности того же искусственного интеллекта? Ведь если верить Питеру Тилю, взрывной рост информационных технологий кардинально ничего не поменяет – несмотря на популярные страшилки о «восстании машин».
Константин Шабанов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии