Руководство Евросоюза в очередной раз обозначило свое намерение полностью отказаться от российских углеводородов. Как мы знаем, там уже полным ходом идет подготовка к законодательному запрету импорта газа из нашей страны. Согласно первоначальным планам, это должно произойти уже с 2028 года. Однако в свете последних событий, когда на Россию пытаются оказывать «беспрецедентное» санкционное давление, эти сроки решили сократить на год. Поэтому есть вероятность, что российский газ подпадет под запрет с 2027 года.
На сегодняшний день доля российского газа в общем объеме европейского импорта составляет не менее 14 процентов. В этой связи возникает вопрос: на что рассчитывают европейцы, запрещая российский импорт? Похоже, расчет делает на двух остальных поставщиков – США и Катар. В Европе теперь прямо полагаются на то, что в упомянутых странах в ближайшие несколько лет будут реализованы новые проекты по сжиженному газу. Как мы знаем, совсем недавно руководство ЕС заключило сделку с американцами по закупке американского СПГ на сумму 750 миллиардов долларов. Американцы уже вышли на экспортные показатели 450 млн кубометров в сутки и теперь у них открываются хорошие перспективы.
Не меньше надежд возлагается и на Катар, являющийся на сегодняшний день третьим по величине поставщиком СПГ в Европу (после США и России). По сути, именно Катар должен возместить в будущем объемы нынешних российских поставок. Ожидаемое вступление в силу запрета на газ из России потребует замещения четверти объемов закупаемого Европой СПГ. То есть значение Катара как торгового партнера ЕС очень сильно возрастает. По большому счету, без участия этой страны в крупных поставках, запланированное эмбарго против РФ не сработает.
И вот как раз здесь наметился небывалый курьез в отношениях между «прогрессивной» Европой и ее менее «прогрессивными» восточными партнерами. Как мы знаем, Евросоюз метит в лидеры по части борьбы с глобальным потеплением и до сих пор истово продвигает климатическую повестку. Однако в этой связи несколько странным выглядит то обстоятельство, что 14% потребляемого газа совсем не намерены урезать за счет массового внедрения «зеленых» технологий. Вместо этого планируют устроить банальную замену поставщика, которому, заметим, теперь придется реализовывать новые проекты по добыче ископаемого топлива. Очевидный парадокс, не так ли?
Но еще больше парадоксов обнаруживает европейская политика, где пытаются совместить две совершенно несовместимых позиции: сохранить верность «зеленому» курсу и заместить выпавшие объемы российского газа. Поскольку от «зеленого курса» Европа не отказывается, то она принимает соответствующие нормативы и директивы, призванные подчеркнуть ее отрицательное отношение к ископаемому топливу. Так, в прошлом году в ЕС приняли Директиву CSDDD №2024/1760, согласно которой страны-члены обязуются выписывать «штрафы» тем компаниям (в размере 5% от их годового дохода), которые откажутся соблюдать европейские требования по сокращению углеродных выбросов и соблюдению прав человека. По большому счету, Директива прямо обязывает крупные компании принять европейский план борьбы с климатическими изменениями. В противном случае им придется дополнительно раскошелиться при осуществлении торговых сделок со странами ЕС.
Самое забавное в этой ситуации то, что под указанные требования как раз подпадают компании Катара, торгующие сжиженным газом! Совсем недавно руководство Катара выразило по этому поводу свое решительное несогласие. Как стало известно, министр энергетики этой страны направил в Еврокомиссию письмо, в котором он заявил о том, что его страна полностью прекратит поставки газа в Европу, если из упомянутой Директивы не будут исключены требования по защите климата! По словам министра, в данном документе содержатся явные несоответствия и противоречия катарским законам и стандартам. В случае, если Еврокомиссия проигнорирует это послание, Катар начнет искать другие рынки сбыта для своего СПГ.
Надо ли говорить, что этот курьезный случай лишний раз свидетельствует о том, что европейские политики исходят из совершенно утопических представлений, пытаясь выстраивать отношения с теми странами, которые в их глазах выступают в роли нарушителей климатической повестки? Тот факт, что Россия оказалась в этом списке, совершенно не удивляет. Самым показательным моментом является то, что европейские борцы с глобальным потеплением пытаются тесно ассоциировать ископаемое топливо (от которого, напомним, в Европе как будто пытаются избавиться окончательно и бесповоротно) с автократическими режимами. В леволиберальных СМИ ответственность за климат уже напрямую возлагают на «авторитарные» страны, куда записали и Россию.
К примеру, на севере страны из-за таяния вечной мерзлоты уже начали образовываться кратеры, лед на речных переправах уже не такой прочный, как было раньше. В земле образуются глубокие трещины, грозя поглотить дома, дороги и трубопроводы. Некоторым жителям уже пришлось покинуть свои жилища и переселиться в безопасное место. Но процесс продолжается и продолжается стремительно. Арктика нагревается в 2,5 раза быстрее остальных регионов планеты. И в этом случае – с тревогой сообщает репортер – россияне подобны канарейке в угольной шахте. Они первыми должны узреть опасность климатических изменений и сигнализировать об этом остальному миру. Но к ужасу западных наблюдателей, в самой России на это практически не обращают серьезного внимания.
Оказывается, все дело – в политике, проводимой российскими властями. На практике власти якобы продолжают игнорировать климатическую угрозу, не ставя население в известность о надвигающейся опасности. Это вызвано тем, что экономическая стабильность в РФ зависит от продажи ископаемого топлива. По этой причине политическое руководство якобы делает все возможное, чтобы в мире сохранялся спрос на нефть и газ – главный российский экспортный продукт. Он же является основой легитимности нынешнего «режима», возглавляемого Владимиром Путиным. Будто бы с его приходом во власть вопросам климата стали уделять слишком мало внимания.
По словам критиков, климатический кризис не был включен в список национальных целей на 2024 год и даже не упоминался в главных стратегических документах, включая и программу развития энергетики до 2035 года, принятой еще в 2020 году. Правда, в 2023 году в России официально приняли климатическую доктрину, однако в ней, отмечают критики, отсутствуют указания на то, что причиной климатических изменений является ископаемое топливо.
При этом, продолжают критики, на международной арене у России укрепляется репутация страны, препятствующей принятию мер по борьбе с климатическими изменениями. В частности, именно Россия в 2021 году наложила вето на резолюцию СБ ООН, в которой климатический кризис был назван главной угрозой международной безопасности.
Наконец, критики обращают внимание на то, что внутри страны практически ничего не делается для сокращения выбросов, хотя Россия ратифицировала Парижское соглашение по климату и официально взвалила на себя соответствующие обязательства. Однако нет никаких признаков того, чтобы происходило движение к намеченной цели. И в этом плане Россия-де показывает дурной пример остальным. Если бы остальные страны шли по пути России, то к 2050 году средняя глобальная температуры повысилась бы на убийственные 4 градуса Цельсия.
И самое печальное, констатируют критики, что до 2022 года в российском обществе рос интерес к климатической теме и эта проблема очень активно обсуждалась. Однако после того, как начались военные действия на территории Украины, данный тренд был фактически остановлен. И сегодня российское общество совершенно отвлеклось от климатической темы. Мало того, сегодня в нашей стране якобы полностью отсутствуют условия для инвестиций в «зеленую» энергетику, в то время как значение ископаемого топлива для экономики страны только возросло.
Помимо сказанного, критики сокрушаются из-за того, что в России не растет популярность экологического движения. Климатические активисты – наподобие небезызвестной Греты Тунберг - будто бы подвергаются у нас репрессиям. Следовательно, со стороны общественности нет никакого давления на власть. А что касается самого общества, то его в этом плане совершенно некому «просвещать».
С какой целью в Европе раскачивают тему «климатических преступлений» со стороны нашей страны, понять не так уж сложно. Нельзя сказать, что всё здесь построено на инсинуациях. Если говорить откровенно, то в России климатическая тема и в самом деле не является особо популярной, а угроза глобального потепления многими из нас не воспринимается всерьез. Конечно, нестабильность климата фиксируют многие, но потепление как таковое вряд ли кого-то особо пугает. Особенно если речь идет о сибиряках. И надо полагать, что власти хорошо осведомлены об этих настроениях, и потому дают себе отчет в том, что климатическая политика – по европейскому образцу – никогда в России не станет популярной. К чему это в дальнейшем приведет на практике– время покажет.
Константин Шабанов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии