Забытые открытия

Казалось бы, кого могут заинтересовать сегодня работы исследователей эпохи Российской Империи – ведь наука ушла далеко вперед. Однако археологическое наследие той эпохи содержит немало информации, которая может стать основой для современных раскопок. Подробнее о найденных, а потом вновь «потерянных» археологических памятниках Западной Сибири – в очередном интервью с главным научным сотрудником Института археологии и этнографии СО РАН, д.и.н. Андреем Павловичем Бородовским.

– Многие знают об археологических коллекциях и описаниях древностей, собранных в Западной Сибири экспедициями Академии наук в XVIII веке. Также на слуху результаты раскопок, проводимых советскими и современными учеными. А между этими эпохами здесь тоже проводились археологические изыскания?

– Да, безусловно, причем, как показывает моя работа с историческими документами – довольно активно. В конце XIX века известный путешественник, географ, археолог, этнограф Александр Васильевич Адрианов не только сам описал многие археологические памятники Сибири в ходе своих экспедиций, но и инициировал сбор информации о них посредством газетных публикаций. В результате, на протяжении ряда лет в местной периодической печати регулярно сообщались достаточно подробные описания известных к тому времени археологических памятниках. Например, в газете «Сибирский Вестник» в феврале-марте 1890 года опубликованы данные о курганах, городищах и пещерах, находящихся на территории современного Искитимского района Новосибирской области.

– А потом, получается, эти данные оказались невостребованными и забытыми?

– А потом случились революция и Гражданская война, когда всем было не до раскопок. Сам Адрианов поддержал Колчака и был за это расстрелян в 1920 году. Прошли годы, подшивки старых газет осели в архивах и о них мало кто вспоминал. В результате, когда около двадцати лет назад была издана монография по археологическому наследию Искитимского района Новосибирской области, она основывалась на итогах археологических работ за предшествующие полвека, начиная с экспедиции М. П. Грязнова по обследованию будущего ложа Новосибирского водохранилища. А все что было до этого к тому времени казалось прочно забытым. Но не так давно начался процесс масштабной «оцифровки» архивных документов и этот массив источников стал доступен для исследований. Собственно, результаты этой работы легли в основу статьи, написанной мною в соавторстве с С.В. Колонцовым, где описываются объекты археологического наследия в лесостепном междуречье Оби и Берди по материалам сибирской прессы конца XIX века.

– О какого рода объектах идет речь?

– Вообще, в прессе того времени сообщалось о разных типах памятников – о курганах, городищах и пещерах. Но я выбрал для себя вполне конкретный район, междуречье Оби и Берди, и в этой местности описывались курганы, которых, кстати, оказалось было довольно много. К примеру, в газете сообщалось, что на расстоянии от одной до пяти верст от села Бердского, Бердской волости, на восток есть несколько курганов, вышиной от полутора до двух аршин; еще несколько курганов есть в полутора верстах от деревни Сосновки, и так далее. Судя по описаниям, возле некоторых сел находились десятки курганов и общее число таких, до сих пор необследованных, объектов может быть более сотни. Это огромный пласт памятников, которые еще ждут своих исследователей.

– А как получилось, что сами эти объекты выпали из поля зрения последующих поколений археологов?

 – Начиная с советского времени, интерес археологов в Западной Сибири сосредотачивался в основном по магистральным рекам. И эти локации, про которых писали в дореволюционных газетах во многом выпали из зоны работ археологических экспедиций.

– Есть предположения, к каким эпохам могут принадлежать эти памятники и что они могут в себе хранить?

– Курганы обычно являются захоронениями. А вот что касается их датировки, это сложный вопрос, они могут относиться как от эпохи Бронзы, так и до эпохи Средневековья. И погребения тоже могут быть самые разные, включая элитные, а значит, в них могут содержаться уникальные и ценные предметы, которые дополнят наши знания об истории людей, населявших сибирские земли в прошлом.

– Известно, кто был автором первых описаний этих памятников в газетах?

– Нет, к сожалению, они публиковались без указания авторства. И установить имена первооткрывателей этих археологических памятников – является одной из лакун, которые нам еще только предстоит заполнить.

– Вы сказали «одной из», значит, есть и другие?

– Конечно. Одна из главных – точная локализация описанных курганов. В большинстве своем они были достаточно небольшими, высота редко превышала полтора метра, а диаметр основания чаще всего был не более 10 метров. И в настоящее время, в результате активной хозяйственной деятельности многие из них вполне могли сравнять с землей. Выявить такие памятники теперь можно только с помощью методов геофизической разведки, которую мы, к счастью, достаточно хорошо освоили.

– У Вас уже есть конкретные планы по поиску и изучению этих памятников?

– Да, конечно, именно поэтому я этой работой (изучением старых газет) во многом и занимался. По сути, опубликованная статься была первым этапом в определении мест перспективной разведки, он пройден и сейчас надо готовить следующий шаг – полевые изыскания, с помощью которых, надеюсь, сможем локализовать многие из описанных памятников уже «на земле», чтобы потом приступить к их обследованию и изучению.

Работа подготовлена по теме Госзадания НИР ИАЭТ СО РАН «Формирование оригинальных черт российской цивилизации и становление империи на материалах исследований памятников Сибири XVI - XX веков (FWZG-2025-0013)»

Сергей Исаев