Борьба за «прекрасный чистый» уголь

Есть у нас такая поговорка: «Устами младенца глаголет истина». Сообразуясь с сегодняшним днем и международной обстановкой, можно ее перефразировать так: «Устами Трампа глаголет истина». В самом деле, американский президент, подобно ребенку или блаженному, очень часто на публике «рубит правду-матку», махнув рукой на политес. Причем, чем дальше, тем больше. Самое яркое подтверждение тому – его выступление на Генеральной Ассамблее ООН, проходившей в сентябре этого года в Нью-Йорке.

Примечательным моментом этого «эпохального» (не иначе) выступления стал фрагмент, посвященный «зеленой» энергетике и климатической повестке. Как и следовало ожидать, Трамп разнес и то, и другое в пух и прах, совершенно не стесняясь в выражениях . Вопреки тому, в чем нас уверяют апологеты ВИЭ, Трамп раскритиковал ветряки и солнечные панели за их дороговизну и неэффективность. По его словам, без государственных субсидий их никто не будет строить, но тратить на это бюджетные деньги – бессмысленное занятие, поскольку такая энергетика толком не работает. Особо досталось ветрякам, которые Трамп охарактеризовал как «жалкие и бесполезные» штуковины, к тому же еще уродующие красивые ландшафты. Что касается солнечных электростанций, то они занимают земельные участки, отнятые у сельского хозяйства.

Но больше всего американского президента возмущает тот факт, что продажу агрегатов для возобновляемой энергетики сосредоточил в своих руках Китай – главный на сегодня геополитический соперник Америки. При этом китайцы, подчеркнул Трамп, спокойно строят для себя угольные электростанции, параллельно зарабатывая на продаже ветряных турбин и солнечных панелей. Эта ситуация – в свете курса западных стран на тотальную декарбонизацию – кажется Трампу нелепой и очень опасной. Как он заметил, на Китай (а также на Россию) до сих пор не «повесили» те углеродные обременения, которые теперь несут на себе западные страны, включая и США. И что самое неприятное для американского президента – такое положение дел возникло при полном попустительстве со стороны руководства ООН. Все это оправдывается, отмечает он, борьбой с глобальным потеплением, но получается так, что строже всего взыскивают с развитых стран, в то время как остальные могут себе позволить сжигать уголь в еще больших объемах, чем раньше.

В принципе, возмущение Трампа абсолютно понятно, и произнесенная им критика может показаться вполне обоснованной. Его, как видим, совершенно не устраивает ситуация, когда все формально равны, но некоторые (тот же Китай) оказываются «равнее» других. Что самое важное – столь бурный «наезд» на климатическую повестку и возобновляемую энергетику вряд ли можно рассматривать как банальный пиар или пустую риторику. На самом деле Трамп лишь обосновал и оправдал то, что он и его команда уже начали осуществлять на практике.

По его словам, возглавляемая им администрация восстанавливает былые приоритеты, то есть возвращается к ископаемому топливу и атомной энергетике. Своим европейским коллегам он выразил упрек в том, что они добровольно отказались от нефтедобычи, несмотря на то, что в Северном море находятся огромные запасы углеводородов. Однако в свете климатической повестки для нефтедобывающих компаний там установили столь высокие налоги, что нефть добывать стало просто невыгодно. В Америке, пообещал Трамп, с такой практикой будут бороться.

Как мы знаем, Трамп неоднократно бравировал тем, что Америка весьма богата запасами «черного золота», и он уже готов завалить мир «дешевой» (как он надеется) американской нефтью. В этой связи были подписаны соответствующие указы, стимулирующие добычу углеводородов (о чем мы писали). Но кроме нефти, напомнил Трамп, Америка богата и углем. Очевидно, чтобы сильнее уколоть своих оппонентов из «зеленого» лагеря, он назвал уголь «чистым» и «прекрасным» (I call it clean, beautiful coal) и пожелал остальным именно так и называть «самое грязное» (как считают защитники климата) топливо.

Причем, в отношении угля слова Трампа также не разошлись с делом. Так, согласно недавним сообщениям, американская администрация выделяет более пяти миллионов га федеральных земель для сдачи в аренду угледобывающим компаниям. Параллельно правительство выделяет 625 миллионов долларов на строительство угольных ТЭС. Указанные меры осуществляются в рамках масштабной государственной инициативы по возрождению американской угольной отрасли. Таким путем в руководстве США решили увеличить долю угольной энергетики в общем энергобалансе страны. А по большому счету – вернуться на двадцать лет назад, когда уголь был главным источником энергии для американской электрической генерации.

В настоящее время на уголь приходится только 15% от общих объемов произведенной там электроэнергии. Но еще в 2000 году данный показатель превышал 50 процентов. За последние 30 лет добыча угля в США резко пошла на спад: с 2008 по 2023 года она упала вдвое. Эксперты связывают это падение с увеличением доли природного газа, а также со строительством ветряков и солнечных электростанций. Однако, несмотря на то, что сторонники ВИЭ предрекают скорое доминирование ветра и солнца в глобальном энергобалансе, Трамп решил дать угольной отрасли шанс на возрождение, включив это решение в перечень приоритетов своей энергетической политики.

Еще в апреле этого года он подписал Указ о «Возрождении прекрасной чистой угольной промышленности Америки» (Reinvigorating America's Beautiful Clean Coal Industry). Там он отчетливо заявил о том, что уголь необходим для национальной и экономической безопасности страны. Стало быть, поддержка угольной промышленности является государственным приоритетом. Для этого необходимо устранить все федеральные нормативные барьеры, которые препятствуют добыче угля, и поощрять использование этого «прекрасного чистого» топлива для удовлетворения растущих внутренних потребностей в энергии. В контексте данного указа уголь наделялся всеми правами «полезного ископаемого».

По большому счету, все эти идеи Трамп как раз и озвучил на трибуне ООН, правда, в более экспрессивных выражениях. И вот что здесь особо показательно: практически никто из европейских коллег ему не возразил открыто. Никто не поднялся и не сказал в ответ: «Дональд, ты неправ!». Вспомним, как четыре года назад на климатическом саммите ООН COP26 в Глазго тогдашний глава правительства Польши Матеуш Моравецкий весьма интеллигентно разъяснил коллегам, насколько нежелательно для польской экономики сокращать долю угольной генерации в угоду расширению доли ВИЭ. Безусловно, он надеялся на то, что его вполне рациональные аргументы убедят аудиторию. Но в ответ он услышал назидательную тираду: мол, экономические проблемы не могут служить оправданием отказа от борьбы с глобальным потеплением.

И вот теперь мы видим, как американский лидер без всякого политеса, в куда более жесткой и откровенной форме выдает подобные экономические тезисы, по сути, посылая куда подальше всю климатическую повестку. И аудитория, как ни странно, делает вид, что ничего крамольного он не сказал. По крайней мере, никакой менторской отповеди в лицо он не получил. Впрочем, и открытой недвусмысленной поддержки он тоже не получил, в том числе и со стороны польского руководства (явно заинтересованного в сохранении угольной генерации и страдающего от бремени углеродных выплат – на что в свое время жаловался тот же Моравецкий).

Скажется ли эта - явно бунтарская - выходка Трампа на пересмотре климатической повестки, загадывать пока не будем. Не исключено, что в стане борцов с климатическими изменениями теплится надежда на то, что Трамп – это ненадолго. И всё же в ситуации растущего идеологического конфликта (а наметившийся раскол вокруг климатической проблемы в значительной степени имеет идеологический характер) представителям российской стороны (не только политикам, но и ученым) стоило бы широко озвучить собственные тезисы, развернув климатическую повестку так, чтобы она максимально соответствовала нашим интересам.

Константин Шабанов